г. Омск, ул. Куйбышева 69
+7 (3812) 36-15-73, 8-939-829-19-04

Адаптация ребенка в школе

Факторы, затрудняющие адаптацию ребенка к школе

  •  Неготовность ребенка к обучению

     Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе, у них чаще проявляются различные трудности обучения, среди них больше неуспевающих, и не только в 1-м классе, но и в дальнейшем, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья.

  • Нарушения в состоянии здоровья

     Любое неблагополучие в состоянии здоровья, и особенно хронические заболевания, ухудшая состояние центральной нервной системы, являются одной из основных причин высокой  утомляемости, низкой умственной работоспособности.

  • Характер семейного воспитания

      Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «Мы», он и в новую социальную общность, школу, входит с трудом. Если в семье родителей отделяет от детей стена отвержения, безразличия, это не способствует успешности адаптации к школе, а создает определенные трудности.

  •  Раннее начало систематического обучения
  • Жесткость требований педагога и родителей
  • Ситуации постоянных неудач и другие психотравмирующие факторы
  • Несоответствие условий обучения гигиеническим требованиям
  • Нарушения в организации внешкольного режима дня

     Большинство детей ежедневно не досыпают 1-1,5 часа. Многие недостаточно гуляют (1-1,5 часа, вместо трех). По 2-3 часа, а то и более проводят у телевизора.

 

 

УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

 

  • Одним из главных условий успешности адаптации – это создание положительного микроклимата

     Задача учителя – поддерживать дружбу ребят по интересам, формировать эти интересы. Важно, чтобы ребенок понял, что класс, школа – это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников, младших и старших товарищей. Отношение учителя к ребенку – индикатор отношений к нему и его одноклассников. От негативного отношения учителя ребенок страдает вдвойне: учитель относится к нему «плохо», и так же относятся к нему дети, поэтому лучше стараться избегать отрицательных оценок поведения ученика и его школьных успехов.

     Задача родителей – способствовать формированию интереса ребенка к школе, классу и к учебе в целом, всячески подбадривая, помогая ему решить возникшие трудности, как в плане общения со сверстниками, так и в плане приобретения знаний.  

     Ребенок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников: ведь ему необходима их оценка, их отношение. Каждому ребенку очень хочется завоевать авторитет и доверие товарищей. Положительные эмоции, которые он испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе.

  • Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка

Несоответствие требований и возможностей ребенка ведет к неблагоприятным изменениям функционального состояния его центральной нервной системы, резкому падению учебной активности, снижению работоспособности, резко выраженной утомляемости.

  • Дифференцированное обучение

 Согласно педагогическому словарю «дифференциация в обучении и образовании – это организация учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком».

  • Создание условий для полноценного отдыха

К сожалению, взрослые мало об этом думают, нагружая ребенка занятиями в разных секциях и кружках, не создавая условий для его полноценного отдыха и стараясь не замечать тревожных изменений в состоянии здоровья. Родители и педагоги долго не обращают внимания на учебную, психическую и эмоциональную перегрузку, которая создает ситуацию стресса, срывает процесс адаптации.

  •  Помощь педагогов и родителей в подготовке ребенка к школе. Определение степени его готовности

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

  1. общее развитие (в первую очередь памяти, внимания и интеллекта);
  2. воспитание умения произвольно управлять собой (делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, даже если совсем не хочется);
  3. формирование мотивов, побуждающих к учению.

 Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду.

 

  •  Установление тесной связи учителя с родителями ученика

Учитель должен:

  1. согласовать с родителями систему требований к ребенку и отношение к его поведению, чтобы избежать, с одной стороны, вседозволенности, а с другой – непосильных для него повышенных требований;
  2. организовать встречи родителей со школьным психологом для индивидуальных бесед, коррекционной работы с родителями, обсуждения проблем воспитания;
  3. организовать встречи родителей со школьным врачом.