г. Омск, ул. Куйбышева 69
+7 (3812) 36-15-73, 8-939-829-19-04

Замкнутость ребенка

     Дети тянутся к общению как с взрослыми, так и со сверстниками... Но некоторые не могут полностью проявить себя и выбраться из личного пространства.

Замкнутость и ее симптомы

     Ребенок находит укрытие в своей замкнутости и черпает в ней силы. Он старается отдалиться от болезненного для него внешнего мира. Он как бы отчужден и сдержан в своих проникновениях, вмешательствах во всё, что вокруг него. В определенной степени многие дети испытывают эти чувства. Но более тревожат те, кто уже явно проявляет симптомы замкнутости:

 

  • ребенок может вообще не разговаривает, говорит в крайнем случае, произносит слова шепотом;
  • держится подальше от всех или с большим трудом входит в коллектив;
  • у него друзей очень мало или нет совсем;
  • он боится начать что-то новое;
  • не решается выразить свое мнение;
  • таит внутри свои чувства, мысли, события, не идет на разговор со взрослым;
  • часто уклоняется в разговоре, прикрываясь фразой «я не знаю», а иногда и действительно думает, что ему нечего сказать;
  • излишняя осторожность в словах и поступках;
  • отсутствие спонтанных проявлений (но может очень желать этой спонтанности);
  • неглубокое дыхание;
  • психосоматические проявления (боли в желудке, например);
  • желание завести непривычную домашнюю живность (паука, ящерицу, змейку);
  • часто держит руки за спиной, в карманах, плотно прижатыми к себе, вяло висящими вдоль тела (нет живой жестикуляции).

      При всем этом замкнутый ребенок может вполне нормально успевать в школе, выполнять свои обязанности, не устраивать истерик и ссор – ведет себя правильно.

     Такой ребенок не слишком хочет покидать свой укромный мир. Он бессознательно использует укрытие в острые для себя моменты. Окружающие могут видеть в этом застенчивость, подавленность, кротость, боязливость, скуку, невоспитанность.

 

Причины замкнутости ребенка

     Первое с чего следует начать путь к открытости ребенка – с причин его замкнутости. Самыми частыми являются:

  • страх не справиться со сложной ситуацией;
  • страх общения со сверстниками (страх быть обиженным, осмеянным или проигнорированным);
  • трудности общения с противоположным полом;
  • отрицательный эффект выраженной однажды искренности ребенка (в разговоре и поступках);
  • нежелание выполнять требования взрослых, участвовать в чем-то;
  • неумение осуществлять выбор, решаться на действие;
  • затаенная накопившаяся обида, огорчения;
  • повышенная тревожность (о себе, о ком-то из родителей);
  • слишком большие обязанности для ребенка;
  • строгое или жестокое наказание ребенка;
  • сексуальное насилие или его попытки над ребенком;
  • тяжелая болезнь или частая болезненность (физическая или психическая);
  • культивирование родителями отчужденного, слишком послушного, «правильного» поведения;
  • ощущение себя ненужным, лишним в семье.

 

Последствия замкнутости

     Если ничего не предпринимать, то замкнутый ребенок останется в опасности:

  • будет подвержен насмешкам окружающих, сверстников, будут сниться ночные кошмары (проблемам, страхам останется выражаться только через них);
  • не научится вступать в беседу, поддерживать контакт (грозят проблемы с общением во взрослой жизни), будет в одиночестве;
  • не сможет проявлять свободно свои чувства и желания; 
  • постоянно станет контролировать себя, свое общение и действия;
  • будет бояться свободно развиваться, познавать, совершенствоваться в разных сферах жизни;
  • не сможет удовлетворять многие свои социальные, психологические, личностные, сексуальные потребности;
  • сохранит неуверенность в себе на многие годы (не будет решаться на выбор, доводить всё до конца, сворачивая с пути, не будет решать сложные проблемные ситуации);
  • возможны душевные расстройства (они же уменьшают продолжительность жизни).

 

Чем дольше сохраняется это состояние, тем более ребенок погружается в него. Это осложняет его освобождение из замкнутого поведения.

 

      Замкнутость – это всего лишь сигнал. Справившись с причинами, вы поможете своему ребенку открыться и открыть для себя многообразие общения.