г. Омск, ул. Куйбышева 69
+7 (3812) 36-15-73, 8-939-829-19-04

Родители и дети: конфликт или сотруднчество?

     Для ребенка семья – основная среда обитания, развития и психологического становления. Именно в семье в период раннего детства ребенок постигает основные модели социальных взаимоотношений (в том числе взаимоотношений родителей и детей на примере отношений родителей и старшего поколения).

     Детство – основной период развития человека, когда он учится познавать мир, постигает основные механизмы познания, основы взаимоотношений между людьми. Психологи полагают, что именно в детстве закладываются основные навыки и умения, психологические качества характера человека, которые он лишь развивает в течение всей последующей жизни.

     Институт семьи крайне важен для ребенка, так как период детства характеризуется частичной изоляцией от общества. Родители для ребенка являются основным источником постижения человеческих отношений. Особое влияние на развитие личности ребенка оказывают стили семейного воспитания.

ТИПЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

Авторитарный тип. В семье взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам. Мнение ребенка не учитывается.

Ребенок, став взрослым, либо сам приобретает весьма авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.
Гиперопекающий тип.  Ребенок — центр семьи, он ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований. Ребенок будет мало адаптирован к взрослой жизни, станет инфантильно-потребительски относиться к миру; будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадет.
Гипоопекающий тип. Родители мало интересуются ребенком, его потребности часто игнорируются. Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла Отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребенка личностных проблем, низкой самооценки, неумению понимать себя и других, а отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности.
Демократический тип. Родители считаются главными, но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг другу независимо от возраста. Ребенок вырастает дружелюбным, осознает свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать гармоничные взаимоотношения, приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.

 

Методы коммуникации в детско-родительских отношениях

Неэффективные методы Эффективные методы
Сообщения типа «готового решения» (команды, морализирование)

Техника введения ограничений и запретов

  • Запретов не должно быть слишком много.
  • Ограничения и запреты должны быть в понятной ребенку форме.
  • В момент нарушения запрета следует предложить альтернативу действиям ребенка.
«Принижающие» сообщения (порицания, осуждение, насмешка, критика и т.д.)

Техника эффективной похвалы 

  • Похвала не должна содержать оценок личности ребенка, а также сравнения результатов, личностных качеств ребенка с достижениями сверстников.
  • Похвала должна включать в себя искреннее описание чувств взрослого.
  Техника активного слушания — отказ взрослого от оценок, советов, разъяснений, сосредоточение на полном и четком понимании и описании чувств и эмоциональных состояний ребенка.
 

Техника «Я высказывания» и «Ты высказывания»

«Я-высказывания» — начинаются с «Я», можно использовать в конфликтной ситуации, позволяют взрослому выразить свои чувства по отношению к ребенку. «Ты-высказывания» — начинаются с «Ты», можно использовать в активном слушании, представляют собой способы выражения чувств ребенка родителями.

 

Стратегии взаимодействия родителей с детьми

  • Не предпринимайте никаких действий, если вы раздражены. Успокоившись, вы станете спокойнее вести себя и со своим ребенком.
  • Будьте с ребенком доброжелательным, но твердым.
  • Будьте последовательны в своих действиях.
  • Предоставляйте ребенку право выбора. Пусть ребенок сделает выбор между своим послушным поведением и возможным наказанием.
  • Дайте ребенку возможность достичь с вами договоренности.
  • Учитесь правильно критиковать ребенка: порицая, следует дать понять ребенку, что вы критикуете конкретный поступок ребенка, а ваше отношение к нему не меняется.
  • Выбирайте наказание, адекватное поступку.
  • Не давайте ребенку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте — он еще ребенок.
  • Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать детей, выясните мотивы их поступков.
  • Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или “для профилактики”.
  • Развивайте в ребенке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.
  • Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы.
  • Если вы чувствуете, что не правы – имейте мужество признаться ребенку в этом.