Всем известно, что порой ежедневная школьная жизнь, как и жизнь реальная, не обходится без конфликтов, ссор и взаимных обид. Конфликты связаны с обучением, воспитанием, а также с влиянием психологического климата школы на личность учеников. Очень важно научиться правильно разрешать возникающие конфликтные ситуации.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.
Виды педагогических конфликтов:
- конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально– личностных отношений обучающихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности;
- конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе;
- конфликты деятельности, возникающие по поводу невыполнения учениками учебных заданий, неуспеваемости, вне учебной деятельности.
В конфликте можно вести себя поразному. Все зависит от возникшей ситуации и цели, которую преследуют обе стороны. В соответствии с этим выделяют ряд стратегий (стилей) поведения.
Стратегии поведения в конфликтной ситуации
- Стиль конкуренции. Его можно использовать, если исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы.
- Стиль уклонения. Может применяться в ситуациях, когда вы знаете, что не можете или не хотите решить вопрос в свою пользу.
- Стиль приспособления. Может использоваться в ситуациях когда важнейшая задача – восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта.
- Стиль сотрудничества. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать, если необходимо найти общее решение или если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений.
- Стиль компромисса. Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в ситуациях, когда обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы.
Наиболее эффективными стратегиями поведения в конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Для того, чтобы конфликт разрешился положительно и были удовлетворены обе стороны, следует соблюдать ряд определенных правил.
Правила эффективного поведения в конфликте
- Остановитесь! Не торопитесь реагировать!
- Дайте себе немного времени, чтобы оценить ситуацию!
- Откажитесь от установки: "Победа любой ценой!"
- Подумайте о последствиях выбора!
Формула успешного разрешения школьных конфликтов
- Доброжелательность.
- Установление причины конфликта, стараясь услышать друг друга и правильно понять.
- Тактичность.
- Разговор по существу.
- Поиск компромисса.
- Способность признать свою ошибку.
- Соблюдение чужого персонального пространства.
- Правильный выбор роли.
- Умение слушать и слышать друг друга.
- Справедливость.
Как себя вести в конфликтной ситуации?
- Разберитесь в истинных причинах, сосредоточьте внимание на проблеме и на том, как ее разрешить.
- Дайте возможность подростку высказаться, внимательно его выслушайте.
- Предоставьте школьнику психологическую паузу для снятия эмоционального накала.
- Признавайте свои ошибки до того, как подросток начнет вас критиковать.
- Не спешите реагировать на чужое раздражение.
- Идите на все возможные компромиссы.
- Не критикуйте личность подростка.
- Никогда не наносите эмоциональный ущерб личности.
- Создайте возможность достойного выхода из конфликта, чтобы сохранить время и хорошие отношения.
- Не избегайте конфликтов, а старайтесь их разрешить или избежать отрицательных последствий.
Избежать конфликтов в школе практически невозможно, можно лишь попытаться повлиять на конфликтную ситуацию или выйти из нее. В решении различных проблем важно умение вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, во взаимодействии учеников, учителей и родителей. Успех возможен лишь при отлаженной системе успешной работы со всеми субъектами образовательного процесса.