г. Омск, ул. Куйбышева 69
+7 (3812) 36-15-73, 8-939-829-19-04

Конфликт: плюс или минус ? (для педагогов)

     Всем известно, что порой ежедневная школьная жизнь, как и жизнь реальная, не обходится без конфликтов, ссор и взаимных обид. Конфликты связаны с обучением, воспитанием, а также с влиянием психологического климата школы на личность учеников. Очень важно научиться правильно разрешать возникающие конфликтные ситуации. 

     Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.

     Виды педагогических конфликтов:

  • конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально– личностных отношений обучающихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности;
  • конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе;
  • конфликты деятельности, возникающие по поводу невыполнения учениками учебных заданий, неуспеваемости, вне учебной деятельности.

     В конфликте можно вести себя поразному. Все зависит от возникшей ситуации и цели, которую преследуют обе стороны. В соответствии с этим выделяют ряд стратегий (стилей) поведения.

     Стратегии поведения в конфликтной ситуации

  • Стиль конкуренции. Его можно использовать, если исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы.
  • Стиль уклонения. Может применяться в ситуациях, когда вы знаете, что не можете или не хотите решить вопрос в свою пользу.
  • Стиль приспособления. Может использоваться в ситуациях когда важнейшая задача – восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта.
  • Стиль сотрудничества. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать, если необходимо найти общее решение или если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений.
  • Стиль компромисса. Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в ситуациях, когда обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы.

  Наиболее эффективными стратегиями поведения в конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Для того, чтобы конфликт разрешился положительно и были удовлетворены обе стороны, следует соблюдать ряд определенных правил.

   Правила эффективного поведения в конфликте

  1. Остановитесь! Не торопитесь реагировать!
  2. Дайте себе немного времени, чтобы оценить ситуацию!
  3. Откажитесь от установки: "Победа любой ценой!"
  4. Подумайте о последствиях выбора!

 

    Формула успешного разрешения школьных конфликтов

  1. Доброжелательность.
  2. Установление причины конфликта, стараясь услышать друг друга и правильно понять.
  3. Тактичность.
  4. Разговор по существу.
  5. Поиск компромисса.
  6. Способность признать свою ошибку.
  7. Соблюдение чужого персонального пространства.
  8. Правильный выбор роли.
  9. Умение слушать и слышать друг друга.
  10. Справедливость.

 

Как себя вести в конфликтной ситуации?

  • Разберитесь в истинных причинах, сосредоточьте внимание на проблеме и на том, как ее разрешить.
  • Дайте возможность подростку высказаться, внимательно его выслушайте.
  • Предоставьте школьнику психологическую паузу для снятия эмоционального накала.
  • Признавайте свои ошибки до того, как подросток начнет вас критиковать.
  • Не спешите реагировать на чужое раздражение.
  • Идите на все возможные компромиссы.
  • Не критикуйте личность подростка.
  • Никогда не наносите эмоциональный ущерб личности.
  • Создайте возможность достойного выхода из конфликта, чтобы сохранить время и хорошие отношения.
  • Не избегайте конфликтов, а старайтесь их разрешить или избежать отрицательных последствий.

 

     Избежать конфликтов в школе практически невозможно, можно лишь попытаться повлиять на конфликтную ситуацию или выйти из нее. В решении различных проблем важно умение вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, во взаимодействии учеников, учителей и родителей. Успех возможен лишь при отлаженной системе успешной работы со всеми субъектами образовательного процесса.