г. Омск, ул. Куйбышева 69
+7 (3812) 36-15-73, 8-939-829-19-04

Как научить ребенка жить в обществе

 

     Дети в современном мире подвержены стрессам, конфликтам. Всё это разрушает личность ребёнка, препятствует его гармоничному развитию и хорошей успеваемости. Конфликты и стрессы можно свести к минимуму, если научить ребёнка правильно взаимодействовать с окружающими людьми, выходить из конфликтных ситуаций, легко адаптироваться в незнакомой среде, понимать и принимать других людей. Все эти умения в совокупности образуют социальный навык личности, который необходимо формировать.

     Типы формирования социальных навыков

     Обучать детей социальным навыкам можно посредством двух типов воспитания:

  • профилактического;
  • корректирующего воспитания.

     Профилактическое воспитание – это обучение ребенка тому, что он должен будет делать в какой-то ситуации, и заблаговременная отработка этого поведения. В народе говорят: «Легче предупредить, чем лечить».  Эта мудрость годится и для воспитания.

     Корректирующее воспитание. Дети понимают, что за плохое поведение полагаются последствия. В то же время обучение помогает им усваивать новые, правильные навыки поведения взамен тех, которые приносят им только неприятности.

 

Шаги профилактического воспитания

  • Шаг 1. Опишите, что вы хотите. Прежде чем сделать то, о чем вы просите, детям нужно понять, что от них требуется. Укажите конкретно, чего вы от них ждете. Убедитесь, что дети вас понимают.
  • Шаг 2. Объясните причину. Ребенок должен понять, почему он должен делать так, а не иначе, чем правильное поведение лучше неправильного. Легче всего ребенку понять причины, имеющие непосредственное отношение к нему самому. Если вы просто скажете: "Делай это, потому что я так сказал", это будет не объяснением, а приказом, и ребенок не сможет увидеть связи между своими действиями и пользой, которую они должны принести.
  • Шаг 3. Потренируйтесь. Между тем, что человек знает, и тем, что умеет – огромная разница. Любое новое знание требует практики и тренировки. Вы можете рассказать ребенку, как кататься на велосипеде, но это не значит, что он сразу же сядет и поедет. Точно так же вы можете объяснить, как отделаться от забияки в классе, но ребенок быстрее добьется успеха, если у него будет возможность поупражняться в том, что следует говорить и делать в подобной ситуации. Тренировка необходима, чтобы преодолеть неловкость в незнакомой ситуации и почувствовать уверенность в собственных силах. Подбадривайте ребенка и побольше хвалите, когда он будет осваивать новые навыки.

 

Шаги корректирующего воспитания

  • Шаг 1. Остановите неправильное поведение. Останавливая неправильное поведение ребенка, вы помогаете ему сосредоточиться на том, о чем собираетесь говорить. Для начала спокойно обратитесь к ребенку и дайте ему четкое указание, например: "Перестань драться и сядь на стул". Постарайтесь избавиться от отвлекающих факторов и сделайте так, чтобы ваши глаза были на одном уровне с глазами ребенка, Вам нужно, чтобы он сосредоточил свое внимание на вас и на том, что вы ему скажете. К примеру: "Саша, уходя в магазин, я попросила тебя убрать одежду и поставить чистые тарелки в шкаф, а ты вместо этого играл со своими машинками".
  • Шаг 2. Сообщите «последствие». «Последствия» помогают детям установить связь между тем, что они делают, и тем, что получается в результате их действий. Можно сказать что-то вроде: "Так как ты не сделал то, что я попросила, я хочу, чтобы после того, как ты уберешь свою одежду и поставишь на место тарелки, ты еще, разложил выстиранное белье. Только после этого ты сможешь снова играть в машинки".
  • Шаг 3. Опишите, что вы хотите. Рассказывая ребенку о том, как он должен вести себя, будьте точны и конкретны.
  • Шаг 4. Потренируйте то, что вы хотите. Практика, практика и еще раз практика. Каждый раз, когда дети упражняются в том, чтобы вести себя правильно, вы увеличиваете их шансы на успех. Помните об этом!