Даже если у Вас уже есть большой опыт поиска работы, помните, что к каждому новому собеседованию необходимо заранее готовиться.
Как правило, более ответственно относятся к собеседованию наиболее квалифицированные специалисты, вполне обоснованно претендующие на самую хорошую работу. Зачастую, с другой стороны, чем ниже планка специалиста, тем хуже он готов к собеседованию.
Поэтому всякий раз, получив приглашение на собеседование, воспользуйтесь приведенными ниже советами
ПОДГОТОВКА К СОБЕСЕДОВАНИЮ
- Постарайтесь обеспечить себя сведениями об организации, в которую Вы хотите трудоустроиться;
- Имейте при себе копии всех необходимых документов, профессиональное резюме, копии свидетельств об образовании;
- Приготовьтесь назвать фамилии и телефоны рекомендующих Вас лиц, предварительно согласовав это с ними;
- Точно узнайте месторасположение организации и маршрут, чтобы не опаздывать;
- Позаботьтесь о том, чтобы Вы располагали достаточным временем и не нервничали, если собеседование будет затягиваться;
- Придерживайтесь делового стиля в одежде;
- Составьте список ожидаемых вопросов и подготовьте варианты ответов;
- Специально подготовьтесь к обсуждению вопроса об оплате труда;
- Хорошо отработайте ответы на наиболее вероятные вопросы, осуществляя это в форме игровой репетиции собеседования;
- Обязательно заготовьте вопросы, которые Вы зададите, если Вам предложат такую возможность.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ
- Придя в офис, постарайтесь быть со всеми вежливыми и терпеливыми;
- Добросовестно заполняйте все анкеты и формуляры, которые Вам предложат;
- Представьтесь в начале собеседования. Поинтересуйтесь, как зовут собеседника;
- Держите зрительный контакт;
- Внимательно выслушивайте вопросы, не перебивая собеседника;
- Если Вы не уверены, что хорошо поняли вопрос, не стесняйтесь уточнить («Правильно ли я понял, что..."»);
- Избегайте многословия, отвечайте по существу;
- Будьте объективны и правдивы, но не слишком откровенничайте;
- Столкнувшись с необходимостью дать негативную информацию о себе, не отрицайте факты, которые соответствуют истине, но обязательно старайтесь сбалансировать их положительной информацией о себе;
- Держитесь с достоинством, старайтесь не произвести впечатление неудачника или бедствующего человека, однако воздержитесь от вызывающей манеры поведения;
- Если Вам предложат возможность задать вопросы, обязательно задавайте, но не увлекайтесь (2-3 вопроса);
- Задавая вопросы, прежде всего, интересуйтесь содержанием работы и условиями ее успешного выполнения;
- Избегайте на первом этапе собеседования задавать вопросы об оплате труда. Обязательно уточните, как Вы узнаете о результате собеседования, постарайтесь обговорить право позвонить самому;
- Завершая собеседование, не забудьте об обычных правилах вежливости.
ПЕРЕЧЕНЬ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ СИГНАЛОВ, ВЛИЯЮЩИХ
НА ФОРМИРОВАНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ВАС
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ:
- Сидите (стоите) прямо, немного подавшись вперед, с выражением настоящего интереса;
- Во время разговора спокойно и уверенно смотрите на говорящего;
- Фиксируете на бумаге ключевые моменты беседы;
- Когда Вы слушаете, у Вас имеет место «открытая поза»: руки на столе, ладони вытянуты вперед;
- Используете «открытые жесты»: руки открыты или подняты вверх, словно Вы растолковываете какую-то мысль своим коллегам;
- Улыбаетесь и шутите, чтобы снизить напряжение.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ
- Ерзаете на стуле;
- Смотрите не на говорящего, а разглядываете потолок или вывески за окном;
- Чертите бессмысленные линии;
- Отворачиваетесь от собеседника и избегаете встречаться с ним взглядом;
- Скрещиваете руки на груди и закладываете ногу за ногу (защитная поза);
- Используете закрытые, угрожающие жесты, например, машете указательным пальцем, чтобы отстоять свое мнение;
- Сидите с безучастным видом, ворчите или скептично ухмыляетесь.
По многим вопросам Вам не придется каждый раз готовиться к собеседованию заново. Но по некоторым пунктам к каждому новому работодателю нужно подходить с учётом его специфики, чтобы эти особенности не упустить, необходимо время и усилия на подготовку к собеседованию. Однако помните, что, прежде всего, работодатель заинтересован в квалифицированных специалистах, профессионалах. Постарайтесь продемонстрировать свои соответствующие качества во время беседы.