Для овладения той или иной профессией у человека должны быть определенные качества, соответствующие требованиям профессии, которые будут способствовать адаптации к длительной работе, достижению высоких качественных и количественных результатов труда. Данные качества называются ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРАЗУМЕВАЕТ СОБОЙ:
- совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда;
- объем навыков выполнения задачи;
- комбинация личностных качеств и свойств;
- комплекс профессионально значимых и личностных знаний;
- единство теоретической и практической готовности к труду.
ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ:
- специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
- социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
- личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития;
- индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развитие индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, неподверженность к профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд без перегрузок.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПРОЯВЛЯЮТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ СПОСОБНОСТЯХ КАЖДОГО УЧАСТНИКА:
- способность к сотрудничеству в коллективной деятельности;
- искреннее уважение к труду других;
- владение профессиональными знаниями, умениями, навыками;
- способность разрешать конфликты;
- способность организовать работу группы;
- способность пользования различными средствами самопрезентации;
- умение рассуждать и оценивать;
- творческий характер мышления;
- проявление инициативы;
- способность к ответственности;
- способность управления собой и другими;
- выявление проблем, самостоятельная постановка задач и способность их решения;
- способность критически анализировать собственную профессиональную деятельность;
- глубокий интерес к профессиональной деятельности, разносторонним знаниям;
- принятие рациональных решений в критической ситуации;
- уровень культуры и организации трудового процесса;
- деятельностно-практическое, эмоционально-положительное отношение к учебно-производственной деятельности;
- учебно-познавательная активность.
Обучающиеся, обладающие подобными качествами, как правило, стремятся к достижению наивысших результатов за счет совершенствования навыков, умений и способностей, что, по своей сути, и является основной целью занятий, направленных на развитие профессиональной компетентности, проводимых БУ «Областной центр профориентации»